Игровые
технологии в воспитании младших школьников.
Воспитательная
игра-программа
«ПУТЕШЕСТВИЕ С
ПИШИЧИТАЕМ»
Чтобы ребёнок был счастлив,
ему одновременно надо и много и мало. Необходимыми являются два условия:
во-первых, здоровье, во-вторых, деятельность, которой он мог бы заниматься в
своё удовольствие на благо других.
Игровая деятельность является ведущей для младших
школьников, поэтому мы составили программу, призванную через игру помочь
каждому ребенку жить увлекательной, интересной жизнью, нормально расти и
развиваться, формировать умение сотрудничества, партнерства, поведение,
характер.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
ü
дать максимум информации об окружающем мире и бережном отношении к
окружающей среде;
ü
формирование нравственных ценностей, обогащение духовного мира;
ü
развитие интеллекта детей;
ü
воспитание здорового образа жизни;
ü
раскрытие индивидуальных творческих способностей ребёнка
В
работе по программе задействованы учащиеся начальной классов, классные
руководители, родители.
Программа состоит из трёх блоков:
«Путешествие с Пишичитаем
по волшебным островам»
«Путешествие в Лапутию
– страну почемучек»
«Волшебная страна»
«Путешествие
с Пишичитаем по волшебным островам»
Блок
включает в себя несколько этапов (волшебных островов), по которым дети
путешествуют в течение года.
1.
«Жил-был Пишичитай»
Задача: теоретическая и
информационная подготовка участников программы.
Результат: сформировать интерес и желание работать по программе.
Формы работы: беседа о правилах участников путешествия, торжественное
начало игры.
2.
«Остров Урожайный»
Задача: расширить знание о природе, развитие фантазии детей.
Результат: сформировать навык полезности общего труда.
Формы работы: организация выставки рисунков, поделок из природного
материала, овощей и фруктов, составление осенних букетов.
3.
«Теремок Пишичитая»
Задача: развитие логического
мышления детей, фантазии, творческих
способностей.
Результат: составление и решение ребусов и кроссвордов.
Формы работы: конкурс, викторина
4.
«Остров Ледяной избушки»
Задачи: развитие практических навыков изготовления поделок из бумаги,
бросового материала; воспитание чувства взаимопомощи в коллективных играх.
Формы работы: мастерская Деда Мороза, новогодний утренник.
5.
«Остров Радости»
Задача: развитие практических трудовых навыков
Формы работы: «Рыцарский турнир», выставки поделок, конкурс «Мисс».
6.
«Остров Весенней Радуги»
Задача: обучение поведению на природе, ознакомление с природой родного
края.
Результат: посадка кустов и деревьев, оформление альбома «растения
нашего леса».
Формы работы: викторина на экологическую тему, «День птиц».
7.
«Остров Спортивный»
Задача: укрепление здоровья учащихся, развитие любви к спорту,
Формы работы: однодневный поход, «Веселые старты», спортивный праздник.
«Путешествие в Лапутию
- страну почемучек»
В путешествии всегда присутствует движение, что ассоциируется с
нравственным, интеллектуальным, физическим развитием ребенка.
Название этой страны - что-то производное от «Лилипутии»,
где все -маленькие, но уже живут самостоятельной
жизнью, своими интересами, потребностями. Взрослые являются друзьями юных лапутян.
Юные лапутяне - это младшие школьники. Они
путешествуют. Путешествие по родному краю и стране - удобная форма, способствующая
быстрому изменению ребенка, наиболее доступная форма для приучения его
трудиться, действенное средство духовного сближения родителей и детей, учителя
и учеников.
Блок предлагает занятия туризмом, краеведением Главная цель
предлагаемых дел - научить каждого ребенка наблюдать, смотреть и видеть, думать
и осознавать то, что он видит.
Содержание программы :
1.
Тропинка «Моя семья»:
- с кем я
живу, содержание работы членов моей семьи (устный рассказ, рисунок и т.д.)
- мамины помощники (конкурсы «Помогай-ка», «Чем я радую маму?»,
- конкурс рисунков «Моя семья»)
игры, песни, семейные реликвии (рисунки, фотографии, сувениры)
2.
Тропинка «Наша школа»:
- игра «Как
ты знаешь свою школу?»
- традиции школы (рассказы учителей, старшеклассников, знакомство с детскими
организациями)
- «Мы встречаем гостей» (коллективный праздник)
3.
Тропинка «Наш поселок»:
- «Кто
живет в моем доме» (рассказы, рисунки, встречи с интересными людьми)
- «По памятным местам» (экскурсии)
4.
Тропинка «Мой город»:
- рассказать
о своем городе, его основании, гербе
- география города, его люди, культура
- архитектура, спортивные сооружения, театры, вокзалы
5.
Тропинка «Природа и мы»:
- экология
природных ресурсов
- защита окружающей среды (красная книга лапутов)
6.
Тропинка «Туризм»:
- проведение
похода-путешесивия
- подведение итогов
«Волшебная страна»
«Волшебная
страна» -
третий блок, игры, главным героем которой является Пишичитай.
Вместе
с этим сказочным человечком ребята путешествовали по волшебным островам,
побывали в стране Лапутии.
В
«Волшебной стране» дети откроют для себя 4 страницы:
Желтая страница - страница плодородия и удивительных растений. Основное направление -
экология.
Главный праздник - «Праздник сбора урожая».
Синяя страница - страница искусств, всего красивого.
Основное
направление - развитие творческих способностей детей, привитие любви к прекрасному.
Главный
праздник - Новогодний.
Фиолетовая страница - страница мастеров и умельцев.
Основное
направление – трудовое воспитание
Главный
праздник - Праздник Умелых Рук.
Зелёная страница - страница волшебных трав.
Основное
направление - экология
Главный
праздник - День Свежего Воздуха.