Упражнение 1. «Дыхание».

Упражнение выполняется перед началом урока.

Устройтесь в кресле или на стуле, расслабьтесь и закройте глаза. По собственной команде постарайтесь отключить свое внимание от внешней ситуации и сосредоточьтесь на дыхании. При этом не следует специально управлять своим дыханием, не нужно нарушать его естественный ритм.

Упражнение выполняется в течение 5-10 минут.

Упражнение 2. «Психоэнергетический зонтик».

Упражнение проводится в первые минуты после начала урока, а также при необходимости периодически в течение всего урока.

Учитель встает перед классом, желательно в центре классной комнаты, и в процессе объяснения старается представить, что за счет его воли и сознания над классом образуется своеобразный «зонтик», плотно накрывающий всех учеников.

Цель самого учителя: уверенно, крепко и стабильно держать ручку этого «зонтика» на протяжении всего урока. Упражнение формирует способность контролировать ситуацию в классе.

Упражнение 3. «Распределение внимания».

Важно научиться эффективно распределять свое внимание в учебной ситуации в классе. Основными ее элементами выступают: учащиеся (каждый ученик со своим характером и уровнем успеваемости), подача учебного материала и регулирование учителем своих собственных состояний. Предлагается упражнение, развивающее способность к распределению внимания.

Упражнение выполняется в течение 15-20 минут, в домашней обстановке. Включите телевизор и раскройте незнакомую вам книгу. Попробуйте одновременно читать книгу и «краем глаза» смотреть и слушать телевизор. Последите за собой: через сколько минут вы почувствуете себя утомленным? Если утомление наступило уже через 4-5 минут, значит ваша  способность к распределению внимания слабо развита. Затем попробуйте для себя на бумаге кратко воспроизвести то, что вы читали, и восстановить виденное на телеэкране. По мере того как часто практикуется упражнение, с каждым разом вы будите эффективнее распределять свое внимание.

Упражнение 4. «Переключение внимания».

Учителю важно уметь легко и быстро переключаться с одного вида деятельности на другой.

Наиболее действительными способами тренировки развития способности к внутренней подвижности и быстрому переключению внимания являются спортивные игры с мячом (теннис, волейбол, баскетбол).

Кроме того, можно рекомендовать специальное упражнение, возможно доставляющее меньше удовлетворения, чем спортивные игры, но не уступающее им по эффективности.

Упражнение желательно проводить дома или на переменах между уроками в течение 15-20 минут. Займитесь счетом (арифметическими действиями с цифрами), затем, после 3-4 минут после начала счета, без перехода, сразу же, начните читать сложный газетный текст в течение 5-7 минут. Остановитесь. Посмотрите, сколько ошибок вы сделали при подсчетах, а также попробуйте как можно полнее и детальнее воспроизвести прочитанный текст.

Упражнение 5. «Эмоция».

Наличие сложного адаптационного перехода характерно не только для молодых специалистов, пришедших в школу с институтской скамьи. Кратковременную, но довольно болезненную профессиональную адаптацию испытывают и опытные учителя после длительного перерыва в работе. Они отмечают некоторую внутреннюю инертность, разбалансированность, повышенную утомляемость, нежелание заставлять себя проявлять волевые усилия. Как «разогреть» собственную психику? Как настроить такую сложнейшую психофизиологическую систему, каким является организм человека, на успешное выполнение профессионального труда? Предлагается эффективное упражнение на активизацию внутренней раскованности и свободы, а также стимулирование комплекса актерских способностей, или способностей к публичным выступлениям, необходимых для учителя.

Упражнение выполняется за 10-15 минут до начала урока в классе или кабинете. Заранее заготовьте набор карточек, на них отметьте эмоции и части тела человека, при помощи которых следует их выразить. Например, карточка «Грусть. Руки» означает, что эмоцию грусти следует выразить при помощи рук.

На карточках могут быть отмечены следующие эмоции: «Горе. Лицо», «Радость. Губы», «Гордость. Спина», «Страх. Ноги» и т.д.

 

Педагог психолог школы                                           О.И. Зыкова

Сайт управляется системой uCoz